Подготовительный этап

Давайте познакомимся!
Самопрезентация
Этот коллаж обо мне: мои выпускники 9 класса, ныне - 10; 
на приёме у губернатора Астраханской области; изучаю ФГОС ООО.

Расшифровка друдлов
Рисунок № 4 у меня ассоциируется с дверью в мир новых ЭОР, которую участники семинара попытаются открыть, чтобы увидеть возможности ЭОР как средств визуализации содержания урока. Причём увидеть не только своими глазами, но и глазами коллег.

Рисунок № 2 похож на вентилятор (вид сзади). Думаю, что он нам поможет провентилировать новые идеи и предложения, возникнувшие в ходе семинара, а также остудить пыл жарких дискуссий и горячих споров.

Рисунок № 8 - орешек знаний. По аналогии с детским кино-журналом "Хочу всё знать!". Орешек знаний спрятан за решёткой, достать и расколоть его нам поможет этот семинар.

3. Возможно, Эйнштейн стал невольным участником детского конкурса "Кто кого передразнит?", а фотограф запечатлел этот момент. Ведь не зря говорят: "Старый да малый"...

Ведущий канал восприятия

Форум "Одно фото и целый мир"
Фото 1. "День Победы", 9 мая 1945 г., Красная площадь, Москва (автор неизвестен), на мой взгляд, является постановочным. Для данного утверждения есть следующие аргументы, основанные на деталях фото:

во-первых, День Победы праздновала вся страна, от мала до велика, а на фото запечатлены только молодые люди, причём все, как на подбор: чистенькие, аккуратно и нарядно одетые. Отсутствие стариков, детей, людей среднего возраста говорит о том, что специально для съёмок были приглашены только молодые люди.
во-вторых, когда закончилась война все люди высыпали на площать, а здесь все ровненько выстроены друг возле друга;
в-третьих, на площади нет ни одного военного, только в центре, а ведь именно их должно быть больше всего среди празднующих победу. Неужели в Москве тогда их не было?
в-четвёртых, это был праздник со слезами на глазах, т.к. победа далась нашему народу слишком дорогой ценой, а на фото мы видим лица со стандартной улыбкой и никакого ликования, слёз в помине нет.
Фото 2. 
Сравнивая два фото можно сделать следующие выводы:
1. Обе фотографии отражают особенности политического устройства СССР и США. Так в СССР существовал в то время тоталитарный режим и господство государства над личностью, поэтому фото сделано именно на Красной площади перед зданием исторического музея, что подчёркивает мощь и величие именно государства. Напротив, США было демократическим государством и на фото запечатлена повседневная жизнь послевоенного города. Шикарные высотные здания, рекламные банеры говорят о более развитом уровне экономики США, чем СССР. 
2. Непринуждённое поведение людей, яркое проявление эмоций, отсутствие идеологизации общества, говорят о полной свободе американцев, чего не скажешь о советских людях. Судя по фото 1, советские люди лишены свободы, боятся ярко показать свои человеческие эмоции. Фото демонстрирует слияние государства и общества, чувства граждан сверхдержавы. Фото 2 не является постановочным, что лишний раз подтверждает мысль о полной свободе творчества фотографа, отсутствие цензуры.

А я делаю так
На уроках истории и обществознания визуализация просто необходима. Я стараюсь использовать различные средства визуализации: фрагменты документальных и учебных фильмов, презентации, коллажи и слайд-шоу, схемы и т.п.
Например на уроке обществознания в 10 классе по теме: "Цивилизация России" я использую поэтический калейдоскоп, созданный в сервисе ImageChef с использованием отрывка из поэмы М. Волошина "Россия" (1924 год). Ресур используется для организации дискуссии о специфике Российской цивилизации, об особенностях развития России.
Задание:
1. Какой образ России создаёт поэт?
2. В чём он видел особенности и противоречия её истории?
3. В чём, по-мнению М. Волошина, её своеобразие в сравнении с миром Западной Европы?
4. Согласны ли Вы с автором? Обоснуйте своё мнение, опираясь при этом на исторические факты и примеры.
Схема, созданная в сервисе Bubbl.us применяется мной при раскрытии понятия рынка и его роли в экономической жизни на уроке обществознания (11 класс) по теме "Рыночные отношения в экономике". Схема используется на этапе изучения новой темы для визуализации при объяснении нового материала с опорой на имеющиеся у учащихся знания.
Также очень нравится видеохрестоматия с видеофрагментами по праву издательства ООО "Мир знаний". Видеофрагменты иллюстрируют ситуации, регулируемые различными отраслями права. Система вопросов и заданий к ним ориентированы на применение и закрепление знаний. Учащиеся с удовольствием комментируют ситуации с опорой на законодательство и полученные на уроках права знания.

Реферирование статей по теме семинара

п/п
Название статьи с активной ссылкойАвторКраткое содержание
1Визуализация обучения как средство развития учебных способностей младшего школьникаЕрмилова  Е.БФормы использования приемов визуализации:
визуализация как работа с печатным текстом; работа с рисунками как средством иллюстрации прорабатываемого текста и как основой перехода к работе с текстом; визуализация услышанного ребенком устного рассказа и основа создания самостоятельных рассказов, работа с незаконченным, рисунком, помогающим развитию фантазии и воображения; выполнение заданий на сравнение рисунка с натуральными объектами, нахождение неточностей или недостающих (лишних) деталей; конструирование рисунка по заслушанному рассказу, опредмечивание его в рисунке, компоновке деталей, отображении их связей; работа над определением соотношения "рисунок-схема" и др.
Визуализация может применяться с целью:
- помочь опредмечиванию словесного сообщения или предъявить сообщение, которое ребенок должен будет воплотить в форму рассказа или ответа на поставленные вопросы;
- проконтролировать полноту и характер усвоения переданной учителем информации;
- способствовать развитию воображения и фантазии;
- выявить характер индивидуального восприятия и переработки учебной информации;
- выявить или вызвать определенное отношение к изучаемому материалу, отдельным ситуациям, героям, их поступкам;
- выявить отношение к определенному герою или событию;
- создать необходимый учебный настрой;
- пробудить определенные чувства;
- усилить или ослабить определенное эмоциональное воздействие или состояние ребенка, снять стресс, ослабить остроту переживаний; внушить уверенность в своих силах;
- подготовить к игре, задать ее условия и ограничения, отметить успехи и завуалировать неудачи ребенка в игре;
- активизировать познавательный интерес;
- помочь перевоплотиться в образ, соответствующей порученной ему роли;
помочь адаптироваться к новым условиям;
- сконцентрировать внимание на чем-то важном; переключить внимание на другой объект;
- вызвать определенные ассоциации;
- развить способности к анализу и сравнению;
- организовать тренировку внимательности и наблюдательности;
- сформировать способности делать выводы и логические умозаключения;
- сформировать способности видеть и проводить аналогии, осознавать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, закреплять изученный материал.
Принципы конструирования системы визуализации в обучении и развитии младшего школьника:
- сочетание различных видов визуализации с вербальными средствами и практической деятельностью учащихся;
- поэтапный переход к более сложным видам наглядности по мере формирования умений, обусловливающих успешность чтения и интерпретации визуального материала;
- соответствие содержания и характера наглядности характеру заданных познавательных действий;
- упорядоченность используемых зрительных рядов целями их использования;
- соответствие системы упражнений и последовательности их использования локальным и перспективным дидактическим целям;
- своевременное введение стимулов и информации об успешности деятельности учащихся по выполнению заданных визуальным рядом действий;
- преемственность использования визуальных средств на разных ступенях обучения и развития;
- многофункциональность средств визуализации в учебном процессе;
- соответствие средств визуализации решаемой дидактической и воспитательной задаче;
- расширение творческого "поля" в использовании визуальных средств;
- учет компенсаторных возможностей в формировании составляющих учебных способностей школьника;
- комбинирование различных изобразительных языков в выражении различных дидактических идей.
Целенаправленное применение системы визуализации обученияповышает способности к зрительному восприятию, развивает зрительную память, воображение, пространственные представления и глазомер, делает обучение более осмысленным. Развитие зрительной памяти применением комплексной системы визуализации дает положительное приращение объема слуховой памяти даже без использования специальных приемов ее тренировки.
2Визуализация как способ структурирования знаний и  формирования ментального пространстваЕ.А.МакароваВизуальное мышление  — это мышление посредством визуальных операций, и поэтому оно позволяет использовать для анализа данных человеческую способность видеть и понимать изображения.
Задача визуализации - преобразование огромных массивов информации в адекватные для человеческого восприятия графические образы, связанные единым смыслообразом. Визуальные образы могут варьироваться от детальных графических изображений до абстрактных структур, графов, схем, диаграмм, и т.д.
Визуальные способы являются более эффективными, так как представляют информацию в более структурированном и систематизированном виде, делают ее более наглядной. Графика помогает наглядно и понятно представить структуру информации. Повышается мотивация, мышление становится более гибким, таким образом можно избавиться от стереотипов, превратить догматическое мышление в критическое. Образы, представления и понятия объединяются в смыслоообразе, что дает развитие логическому мышлению.
Во всем мире происходит постепенное смещение от вербального компонента к визуальному: зрительные образы имеют такое влияние, что люди становятся все менее способны к восприятию печатного слова, не могут сосредоточить свое внимание на вербальном тексте в течение длительного периода времени. Визуализация проникает во все сферы жизни и деятельности человека. Использование огромных возможностей зрительного анализатора при визуализации образовательной информации требует учета закономерностей зрительного восприятия, грамотного использования визуальных методов в обучении. Поэтому при особом структурировании, кодировании и предъявлении материала, с помощью средств визуализации можно в свернутом виде передавать большие объемы информации, актуализировать познавательные механизмы, дополняющие вербальный канал поступления информации.
Под визуализацией  учебного контента  мы понимаем представление, структурирование и оформление учебных знаний при информационном наполнении статических (бумажных) или динамических (мультимедийных) средств обучения. Это наполнение должно быть основано на постоянном взаимодействии трех способов предъявления информации (текст-образ-схема), приводящего к формированию целостного учебного смыслообраза, позволяющего активизировать визуальное мышление обучаемого  при изучении учебных предметов различных образовательных областей.  Выводы:
a) в образном материале легче ориентироваться,
б) он лучше запоминается
в) служит неповторимой визитной карточкой данной учебной программы, позволяющей легко отличить ее от других и мгновенно восстановить в памяти всю структуру при любом упоминании о ней
Использование в обучении методов визуализации позволяет задействовать несколько видов памяти: наряду со словесно-логической, включить механизмы наглядно-образной и эмоциональной памяти. Введение информационных технологий определяется тенденциями визуализации учебного материала как наиболее приемлемого и эффективного при восприятии, переработке и запоминании.
В практике преподавания выделено несколько направлений визуализации учебного контента, которые представляют собой примеры организации образовательной деятельности:
 образного представления новой учебной информации как иллюстрации, в виде схем, таблиц, графиков, рисунков, графических образов и др.;
 закрепление пройденного учебного материала в виде текста или графического изображения, а также систематизация компьютерной графической информации;
 подготовка обучаемых к сохранению интеллектуальной собственности способами самостоятельной, творческой деятельности по приобретению знаний;
 интерпретирование учебной информации, превращение учебного контента в удобные для запоминания и хранения в памяти схемы и конструкты.
Информационно-образовательная среда формирует и принципиально новые ролипреподавателя (фасилитатора) и обучаемого (самостоятельного исследователя), исходя из этого  - новые взаимоотношения между ними. Совместное создание образных схем включает творческое взаимодействие обучаемого и обучающего, и может вызвать к жизни новые неординарные идеи и творческие подходы. Визуальные средства (схемы, фреймы, гештальты и художественные образы) могут целиком заменить вербальный способ изложения информации. Однако визуализация содержания информации, придание ей личностного смысла и формирование смыслообразов позволит направить мысль в требуемом направлении, обратить внимание на главное и на моменты, существенные для понимания и формирования понятий, а главное интеграция визуальных и вербальных способов предъявления информации поможет обучаемому постигнуть смысл окружающей действительности и построить собственную «картину мира», адекватную этой действительности.
3Когнитивная визуализация (КВ) дидактических объектов в активизации учебной деятельностиН.Н.МанькоВ общепринятом определении сказано, что «визуализация» (от лат. viso – смотрю), «визуальный» (от лат. visualis – зрительный) означает видимый. «Визуальные наблюдения – производимые невооруженным глазом или с помощью оптического прибора».
От свойств и функций дидактических визуальных средств, оказывающих влияние на деятельность обучающегося и его самого, зависит степень активизации учебной деятельности:
- если визуализация и визуальные средства выполняют иллюстративную функцию (задействованы средства иллюстративного типа), то и внешняя, и внутренняя деятельности обучающегося будут отличаться минимальной активностью, поскольку степень воздействия дидактического средства для созерцания на обучающегося, соответственно, минимальна;
- если визуализация и визуальные средства выполняют регулятивно-управляющую функцию (приданы функции ориентировочно-регулирующего типа), то деятельность во внешнем и внутреннем планах обучающегося будет отличаться более высокой активностью.

Визуализация начинается с эмоционально-чувственного переживания изображений внешних признаков изучаемого объекта (1-й этап); затем следует определение свойств объекта на основе абстрагирования и установления связей между элементами содержания (2 и 3-й этапы); далее – построение образно-концептуальных моделей понятия и действий и выявление функциональных связей в структуре объекта (4 и 5-й этапы); завершается цикл применением ориентировочных средств  для непосредственного выполнения конкретных действий с познаваемым объектом, а также для проверки и оценки учебных действий (6-й этап).
4Роль визуализации в процессе обучения математикеН.Пресмег,
М.Чошанов
Уровни взаимодействия cвизуальной информацией:
1. Динамическое визуальное представление реальный процесс; виртуальная реальность; видеоизображение.
2. Статическое визуальное представление реальный объект; фотография; иллюстрация/рисунок/картина.
3. Абстрактное визуальное представление образ/график/чертеж; концептуальная карта/схема; абстрактный знак/обозначение.
4. Символическое/вербальное представление определение/описание; название/ярлык; класс/род.
Концептуальное знание во многих случаях связано с визуальным представлением знаний, в то время как процедурное - с числовым, абстрактным и символическим представлением учебной информации. Например, концептуальное понимание того факта, что дроби 3/4 и 9/12 эквивалентны, предполагает визуализацию этого равенства. В этом случае ученик видит, что обе дроби выражают одно и то же число. Для процедурного понимания указанного факта учащийся должен знать вычислительную процедуру: как из одной дроби получить другую - умножением/делением числителя и знаменателя дроби на одно и то же число 3.
В отечественной психологии математики проблема соотношения визуального и других способов представления информации достаточно подробно рассмотрена в известной работе В.А. Крутецкого "Психология математических способностей школьников" на примере аналитического, геометрического и гармонического типов склада математического ума школьников.Так, ученики с преобладающим аналитическим типом математического мышления имеют очень сильно развитые словесно-логические способности и не нуждаются в использовании наглядно-образных опор в процессе решения математических задач и доказательства теорем. Дети с геометрическим типом мышления, напротив, имеют слабые словесно-логические, но очень сильно развитые наглядно-образные способности, что мотивирует их использовать наглядные опоры в решении задач. У учащихся гармонического типа, которых в экспериментах В.А. Крутецкого оказалось большинство, наблюдается равновесие в развитии словесно-логической и наглядно-образной составляющих математического мышления.
Место и роль визуализации в процессе обучения геометрии, были предметом масштабного исследования супругов Пьера и Дины (Гелдоф) Ван Хиель. Они построили модель обучения геометрии, согласно которой существует определенная зависимость
Нулевой уровень - визуализация. Ученик умеет распознавать различные геометрические формы, знает названия различных геометрических фигур, различает фигуры на плоскости и в пространстве.
Первый уровень - анализ. Ребенок способен распознавать отдельные элементы геометрических фигур, понимать взаимоотношения между элементами, усваивать свойства отдельных элементов и геометрических фигур в целом, готов к первичному восприятию методов геометрических преобразований.
Второй уровень - неформальная дедукция. Этот уровень характеризуется способностью школьника к классификации геометрических фигур по различным признакам и свойствам, к построению простейших умозаключений, а также готовностью к усвоению предложенных учителем доказательств элементарных геометрических теорем. Однако ученик пока еще не способен конструировать свои собственные доказательства.
Третий уровень - дедукция. Принципиальное качественное отличие данного уровня от предыдущего заключается в том, что учащийся способен самостоятельно решать задачи на доказательство, строить доказательства теорем, устанавливать взаимоотношения между различными теоремами курса геометрии, а также владеть различными методами доказательства.
Четвертый уровень - аксиоматика. На данном уровне ученик способен воспринимать различные аксиоматические модели построения геометрии как науки. Он также готов к неформальному переносу идеи аксиоматического метода в другие области знания.
Исходя из этого П. Ван Хиель предлагает начинать обучение геометрии с самого раннего возраста, ибо даже малыши в старших группах детского сада способны распознавать простейшие геометрические формы и фигуры (квадратики, кубики, кружки, шарики, треугольники, пирамидки и т.д.).
5Использование средств визуальной наглядности на уроке иностранного языка Letopisi.ru Картинка является одним из наиболее популярных и уникальных средств обучения иностранному языку.
1.      Картинка непроизвольно активизирует память, мышление и воображение учащихся.
2.      Использование картинок позволяет резко сократить долю родной речи на уроке иностранного языка.
3.      С помощью картинок можно вызвать учащихся на высказывание нужного содержания, с использованием нужного языкового материала.
4.      Нужная картинка легко может быть изготовлена или подобрана в той необозримой массе изобразительной продукции, которая выпускается и циркулирует в современном обществе.
5.      Картинка проста и надёжна в использовании.
В преподавании иностранного языка картинка используется в следующих основных случаях:
  • как средство семантизации иноязычной лексики и иноязычной речи;
  • как средство навязать учащимся употребление нужного языкового материала;
  • как средство, стимулирующее учащихся на высказывание нужного содержания.
Работа с картинками демонстрационной наглядности
1.     Высказывание учителя по картинке и аудирование его речи учащимися.
2.     Показ учащимися по картинке в соответствии с воспринимаемой ими на слух иноязычной речи.
3.     Обсуждение содержания картинок с использованием прямых вопросов;
4.     Обсуждение невидимого (мыслимого) содержания картинок с использованием проблемных вопросов.
5.     Обсуждение картинок с тематическим переносом на личность учащихся, на знакомую им дeйствительность.
6.     Связное высказывание по картинке отдельных учащихся с обязательным словесным откликом на него класса в форме дополнения или постановки вопросов к сказанному.
7.     Нахождение и зачитывание вслух учащимися фрагментов прочитанного текста, соответствующих иллюстративным картинкам.
8.     Расспрос учащимися учителя по портретной картинке (а также по невидимому содержанию других типов картинок).

1 комментарий:

  1. Надежда Александровна, такое яркое и творческое начало! Очень жаль,если не найдете силы и время завершить работу в семинаре! Или все же есть надежда?:)Желаю вам вдохновения , удачи и успехов!

    ОтветитьУдалить